?

Log in

No account? Create an account

Покатушки и не только...

Previous Entry Share
Город-сад Фалькенберг: путешествие в модернизм
oggyo
Буквально за несколько дней до своей поездки в Берлин я узнала о местечке под названием Фалькенберг - и о том, что находится оно в самом что ни на есть ближайшем пригороде немецкой столицы. Еду! - решила я и поехала.Город-сад Фалькенберг - поселок удивительный и очаровательный. В ярко раскрашенных домиках, окутанных всевозможными цветами, кустами и деревьями, живут люди - в домиках, некоторое время тому назад внесенных в Список наследия ЮНЕСКО.

Город-сад Фалькенберг – один из уникальных примеров поселков, спроектированных и построенных в принципах модернизма известным на весь мир архитектором Бруно Таутом. К сожалению, Первая мировая война помешала ему завершить проект - сегодня поселок занимает только три улицы. Архитектура, как и остальные сферы искусства, в тот момент переживала небывалый взлет - разрабатывались новые концепции, появлялись совершенно необычные решения, архитекторы и дизайнеры стремились сделать окружающий мир ярче, порой срываясь на эпатаж.
«Все, что существует на свете, должно иметь какой-то цвет, - писал Таут, работая над городом будущего. - Пусть на смену грязно-серым домам снова наконец придут синие, красные, желтые, зеленые, черные, белые постройки в ярких чистых тонах».

Уже позже, в 1919 году вышел манифест под названием «Призыв к цветному строительству», подписанный 36 архитекторами всех направлений, среди которых были не только сам Бруно Таут, но и другие известные мастера эпохи модернизма, в том числе Вальтер Гропиус, создавший школу и целый стиль Баухаус. В документе говорилось: «Мы, нижеподписавшиеся, не хотим больше строить и видеть вокруг себя бесцветные дома, мы хотим, чтобы заключенный нами союз вдохновил застройщиков и жителей на применение цвета внутри и снаружи зданий: краска обходится не дороже, чем рельефы и скульптурные украшения, но цвет более жизнерадостен». И действительно, что может быть более жизнерадостным, чем яркие, разноцветные дома?

К сожалению, о теоретических принципах цветовой концепции Таута мало что можно сказать: многие памятники этого направления исчезли почти бесследно. В поселке Фалькенберг Таут использует цвет, чтобы выделить смысловой центр пространства. В конце улицы Гартенштадтвег, в месте ее небольшого изгиба, он располагает самую значимую по цвету постройку всего поселка – черный дом. «Этот дом, – пишет В. Бренне, – производит сильное впечатление благодаря интенсивному черному цвету, контрастирующему с огненнокрасными рамами окон и бело-красным геометрическим узором во внутреннем углу постройки.
Из-за необычной колористики и расположения на открытом месте здание считается градостроительной доминантой всего поселка».

Б. Таут проектировал свои цветные поселки как противопоставление переполненным и грязным зданиям промышленных городов. Он использовал цвет, чтобы уничтожить серое пространство многоквартирных домов для рабочих. Несмотря на то, что эксперименты с цветом сделали поселки Б. Таута хорошо известными и узнаваемыми далеко за их границами, их колористика не всегда была понятна населению. Так, «Берлинская газета» пренебрежительно назвала поселок Фалькенберг «ящиком с тушью», а «один из жителей берлинского квартала серых многоквартирных домов казарменного типа <…> заявил, что архитектора нужно было уже давно арестовать».

Город-сад Фалькенберг в Берлин-Грюнау был построен в 1913–1916 гг. на площади 4,4 га и включал 128 квартир, расположенных в 80 одноквартирных домах и 48 апартаментах в шести блоках.

В тридцатых годах архитектор приезжает в СССР, где реализует несколько своих проектов. В 1933-1936 годах - преподает в японском Исследовательском институте художественных ремесел, а затем становится профессором в Академии художеств в Стамбуле и руководит архитектурным бюро при Министерстве образования Турции. Его деятельность существенно повлияла на становление новой архитектурной школы в Турции. А последней работой Таута становится катафалк для основателя государства Ататюрка.